https://youtu.be/1BvDFu11erA; Молодой Шостакович; 10:14; Жизнь Дмитрия Шостаковича совпала с основными этапами становления советского государства, от пост-революционного энтузиазма до финального кризиса застоя. В раннем творчестве он выглядит слегка эксцентричным оптимистом, однако уже в Первой симфонии мелькают странные тревожные блики, неожиданные для совсем юного художника. В опере "Нос" эксцентрика сгущается до мрачного гротеска, и автору приходится принести покаяние 2-й и 3-й симфониями.
https://youtu.be/7KcBs6wYGMw; До и после "Сумбура"; 10:41; Вершина раннего творчества Шостаковича, опера "Леди Макбет Мценского уезда", стала первым переломом его судьбы, первым конфликтом Художника с Властью. Впереди у него был еще не один такой конфликт, не единожды приходилось ему идти на компромисс с "генеральной линией". Но каждый следующий шаг был преодолением вынужденного компромисса. Первым таким шагом стала Пятая симфония, единогласно провозглашенная "оптимистической трагедией" и шедевром советской музыки. Да, шедевр и трагедия, вот только новые поколения слышат в ней не "оптимизм", но грозное пророчество самых тяжких лет истории страны.
https://youtu.be/eKoliUaX_uI; До и после 1948 года; 17:05; При жизни Шостаковича для большинства музыкантов и слушателей он был прежде всего создателем Седьмой "Ленинградской" симфонии — произведения, далеко выходящего за рамки собственно художественного и культурного явления. Симфония стала памятником самых героических страниц истории страны. Но намного сложнее и глубже стало осмысление военной темы в следующей, Восьмой симфонии, с ее попыткой осознать подлинный масштаб трагедии и увидеть сквозь настоящее контуры будущего. Этот бескомпромиссный взгляд стал причиной нового конфликта Художника с Властью, так и не разрешенного до 1953 года, до смерти И.В. Сталина.
https://youtu.be/GcZj6Qe6l1w; Оттепель; 21:40; Год 1953-й был поворотным в судьбе огромной страны, освободившейся от диктатуры, от неизбывного всеобщего страха каждого перед возможным уничтожением. Еще неясными были контуры будущего. Нужно было подвести итог, расстаться с гнетом последнего двадцатилетия. В Десятой симфонии, написанной в том же году, Шостакович теснее, чем когда-либо, сплетает нити судьбы народа и своей собственной судьбы — отсюда появление "мотивов-монограмм", как бы личной печати Художника. В последующее десятилетие эти две нити расходятся: социально-значимое прямолинейнее выступает в симфониях, вплоть до посвящений конкретным событиям и конкретным персонажам отечественной истории, личное уходит в глубину камерно-инструментальной музыки.
https://youtu.be/dKtEFqSzzvU; Неприкасаемый классик; 18:57; Последнее десятилетие творчества Шостаковича решительно выводит на авансцену события внутренней жизни Художника. Отсюда преобладание камерно-инструментальной музыки: четыре струнных квартета, две сонаты — скрипичная и альтовая. Более того: даже Четырнадцатая симфония, центральное произведение этого этапа, написана для камерного оркестра и двух солистов. "Все, что вне меня, отныне чуждо мне", — мог бы Шостакович сказать вслед за Руссо. Цитаты, авто-цитаты и аллюзии звучат подведением итогов перед неизбежностью ухода, взглядом из "сегодня" на всю прошлую жизнь и глубже: на неразрывную связь времен в музыке. И хотя со времени этого ухода сменилось уже два музыкальных поколения, но справедливо будет чуть перефразировать сказанное о другом музыкальном гении: наследника он не оставил нам.