https://youtu.be/Mrf24TJ_Fks; Начало; 07:22; Моцарт в сознании массового слушателя — беззаботный гений, «гуляка праздный» в алом камзоле и завитом парике. Однако этот образ рассеивается при самом первом знакомстве с реальными фактами его жизни и творчества.
https://youtu.be/ogAtDMkJlUc; Юность; 09:01; До 17 лет творчество Моцарта во многом вторично. Конечно, вторичность Моцарта в это время — это вторичность по отношению к с лучшим достижениям взрослых европейских мастеров. Но что было бы, останься он на уровне этих лучших мастеров до конца своей жизни? О Моцарте вряд ли было бы сегодня широко известно. Вольфганг Амадей сделал следующий шаг и распахнул ворота в тот мир, куда за ним не смог никто последовать.
https://youtu.be/MOYKIwUkg-c; Мюнхен и Париж; 09:35; В музыкальной жизни Франции Моцарт успел бесповоротно разочароваться. «В том, что касается музыки, я нахожусь здесь среди настоящих скотов и чудовищ», - писал он отцу.
https://youtu.be/mOZm9esE5m8; Крушение надежд; 10:42; Полтора года назад Моцарт уезжал из Зальцбурга, полный самых радужных надежд. Вырваться из затхлой провинциальной атмосферы, где никто не ценит его талант. Найти достойную для себя работу в столице. Завоевать сердце девушки, которую полюбил всем своим сердцем… Но он возвращается в клетку, из которой так надеялся вырваться.
https://youtu.be/mH-F5m-SF0M; Первый свободный художник; 10:16; До Моцарта все крупные музыканты были «людьми на службе»: при церкви, как Монтеверди, при городском совете, как Бах, при дворе аристократа, как Гайдн. Моцарт – первый в истории музыки композитор, которого можно назвать свободным художником. С 25 лет у него нет ни статуса, ни постоянного заработка. Именно таким будет положение Бетховена и Шуберта в Вене – а позже и всех остальных значительных европейских музыкантов.
https://youtu.be/NsWKz2XK8YA; Свадьба Фигаро; 14:17; Театральный поэт Лоренцо да Понте писал, что сюжет комедии Бомарше был выбран по инициативе композитора. Работа была рискованной: в Париже театральная постановка «Свадьбы Фигаро» была запрещена личным указом Людовика XVI. Император Йозеф II запретил аналогичную попытку в Вене, поскольку «текст пьесы нарушает нормы морали». Поэту пришлось убрать всю политическую сатиру первоисточника и пустить в ход все свои дипломатические способности, чтобы Моцарт смог сыграть монарху несколько номеров из оперы. Музыка понравилась императору, и он дал распоряжение подготовить спектакль в придворном оперном театре.
https://youtu.be/WkmjJTtIdfo; Дон Жуан; 17:52; Сюжет о наказанном соблазнителе уходит корнями в Средневековье. Человек нарушает все нормы религиозного и общественного поведения и гибнет в столкновении со сверхъестественными силами. Этот сюжет в самых разных изложениях никогда не трактовался как трагедия. Главный герой попадает в смешные ситуации, его слуга из таких ситуаций не вылезает, а брошенные возлюбленные не вызывают никакого сочувствия. Либреттист избавился от лишних персонажей, сделал интригу более рельефной и динамизировал действие, однако «по заданию» это так и осталось оперой-буффа. А вот по музыке ... разве может опера-буффа открываться, например, таким вступлением?
https://youtu.be/dBgDwSH7HrY; «Волшебная флейта» и Реквием; 16:37; Мы могли бы назвать Реквием Моцарта самым незаконченным из всех незаконченных шедевров европейского искусства — столько вокруг него возникло легенд и мифов. Был ли Моцарт отравлен, а если был, то кем? Какой вклад сделал ученик Моцарта Зюсмайер в завершение партитуры? Кто был тем самым незнакомцем, тем самым пушкинским «человеком в чёрном», который передал Моцарту от другого незнакомца заказ на сочинение заупокойной мессы?