Muzium

Мистическое единство Юпа Бевинга

2020-02-11 08:53 Новые диски
Юп Бевинг — "Henosis"

Голландский композитор и пианист Юп Бевинг приобрёл всемирную известность несколько лет назад благодаря счастливому случаю.

Слушать альбом в Apple

Первый альбом Solpisism он записывал по ночам у себя на кухне, на бабушкином фортепиано Schimmel. Ни одна звукозаписывающая компания не решилась выпустить альбом. По всей вероятности, менеджеры решили, что им не нужен очередной фортепианный композитор-минималист. Поэтому Юп Бевинг выпустил альбом сам.

Действительно, сейчас музыки такого типа очень много. Минимализмом называют всё, где можно услышать повторяющийся мотив из нескольких нот, изредка меняющий гармонию. Он становятся базой для мелодии, простой и остинатной. Эти произведения чаще всего не подразумевают активного слушания, легки для восприятия и могут служить идеальным фоном для каких-нибудь пейзажных сцен в кино и – вместе с популярной классикой – входят в плейлисты «10 часов музыки для расслабления и сна». Что не означает того, что эта музыка сама по себе поверхностна.

Дело в том, что набор минималистских методов – своеобразный философский камень, с помощью которого можно бесконечно создавать приятную слуху неоклассическую музыку, высокую или как бы высокую, глубокомысленную или как бы глубокомысленную. Среди всей современной академической музыки она находит наибольший отклик у массовой аудитории.


И если в симфониях XIX века достаточно материала, чтобы найти достоинства и недостатки, и вполне доказательно объяснить, почему одно работает, а другое – нет, то в современном популярном минимализме это сделать куда труднее. Средства просты, произведения просты, музыкальный язык беден, искать почти негде.

Однако, что-то появляется на свет живым, а что-то мёртвым. Юп Бевинг – первый случай.

После выхода первого альбома его музыка потихоньку стала набирать популярность. В одном из берлинских баров её услышал менеджер Deutche Grammophon, после чего связался с композитором и предложил ему подписать контракт. Второй альбом Юпа Бевинга Prehension вышел уже на лейбле DG в 2017 году и сразу же завоевал большую популярность.

Первые два альбома почти не отличаются друг от друга. Во втором есть лёгкие вкрапления электроники, но по большому счёту это всё та же тихая меланхоличная фортепианная музыка с намеренным сохранением «сторонних» бархатистых шумов, неизбежных на первом кустарном альбоме.

Эти шумы вызывают ассоциации с АСМР и в целом добавляют звучанию интимности – появляется впечатление личного общения с музыкантом, будто бы слушатель сидит на расстоянии вытянутой руки от него.

В 2018 годы вышел третий альбом Conatus (лат. усилие), который почти весь состоит из переработок музыки Бевинга с предыдущих альбомов в коллаборации с другими артистами. Далеко не все они интересны, это вообще больше похоже на проверку возможностей музыкального материала, чем на авторское высказывание. Но именно здесь становится очевидно, что амбиции и способности Юпа Бевинга простираются куда дальше, чем создание нежной минималистической музыки для фортепиано.


Четвёртый альбом Henosis (лат. мистический союз, единство) – результат экспериментов из альбома Conatus – вышел в 2019 году, а 7 февраля 2020 года увидело свет его расширенное издание.

Он довольно сильно отличается от первых двух, имея более разнообразную звуковую и эмоциональную палитру. Вместе с фортепиано на этом альбоме звучат голос, электроника, виолончели, аккордеон. Фортепиано же выступает как Шубертовский странник, Wanderer в мире разнообразных звучностей. Странствует он не то в глубины вселенной, не то вглубь себя.

Несмотря на то, что Юп Бевинг широко использует словарь минимализма, по существу он является, скорее, композитором-романтиком. Не только потому, что его влекут большие замыслы и он обладает прекрасным мелодическим даром.

Он говорит о поиске некоего универсального языка для выражения человеческих чувств, о поиске вообще, странствии, переживаниях. Творчество как выражения себя, тонкого мира своей души в процессе познания вселенной – это круг вопросов, исследуемых романтизмом. Минимализм же, напротив, стремится растворить авторское «я» в структурах и паттернах.

Треки этого альбома, как романтический программный цикл, рассказывают историю.
Но эта история – не строгий, последовательный нарратив, а части одной звуковой вселенной, которые почему-то решили проявится именно в таком виде. Их можно воспринимать вместе, по отдельности, в другом порядке, задом наперёд. Это совершенно не испортит впечатления от музыки.


Если шубертовский вокальный цикл или классическую симфонию можно сравнить с поездкой из Москвы в Петербург со всеми остановками, то музыка Юпа Бевинга — это утренняя прогулка по лесу, где можно выбрать любую тропинку и свернуть с неё, когда захочется. В ней удивительно гармонично сочетаются программность романтизма и ненавязчивости минимализма.

Названия треков альбома преимущественно греческие и латинские. Это имена героев и богов (Гея, Апоп, Филемон), названия космических явлений (Орвонтон, Сириус) или больших абстрактных понятий (Ноумен, Эон, Анима).

Альбом начинается с трека Unus Mundus (единый мир) – очень кинематографичного, медленно растущего мажорного вальса для фортепиано. Электроника появляется уже во втором треке «Into the dark blue» (в голубую бездну), по атмосфере напоминающем сериал «Stranger things» с тем, чтобы, полюбовавшись в ней на китов (Whales), полностью занять пространство ровным «космическим» свечением электронного звука на треке Sirius.

Sol y Luna (Солнце и Луна), напоминающие вальс из старинной музыкальной шкатулки существуют рядом с прозрачной электроникой из 90-х на треке Klangfall (падение звука).
Вполне конвенциональные минималистские ландшафты в Saudade de Gaia (Светлая Ностальгия Геи) предваряют основанный на звучании электроники, космически тревожный Apophis (Апоп - злой древнеегипетский бог, именем которого был назван астероид, недавно пролетевший в опасной близости от Земли). Нервная пульсация бита выходит на первый план, поскольку звучит выше мелодии струнных, раскрывающейся в конце драматичным звучанием хора. После кульминации бит становится тише и отходит на задний план, вступает убаюкивающая мелодия виолончели.

Aeon (Эон – век, эпоха, вечность) действительно напоминает о греческих мистериях. Здесь звучат только виолончели и голос. Ритм основан на чистых квартах виолончелей (один из наиболее древних, так называемых «совершенных» интервалов), перемежающихся ударами смычком. На лоне ритма вырастает трагическая мелодия виолончелей, к ней добавляется хор. Музыка неторопливо переходит из минора в мажор и обратно, сохраняя эпический масштаб. Здесь как в театре, элементы демонстрируются, вступают во взаимодействие, и так же уходят со сцены.


Контрастом с Aeon звучит Implikigio – начавшись с задумчивых фортепианных аккордов оно вырастает в романтическое, похожее на ноктюрны Шопена произведение. Следом идёт завораживающая Venus (Венера - богиня красоты и плотской любви), где фортепиано играет с виолончелями и сентиментальный фортепианный вальс Anima (женская душа). В треках Adrift in Aether – Breathing (Дрифт в эфире - Дыхание) играет аккордеон, дыхание выражается буквально через работу аккордеонных мехов.

Трек Henosis помещён почти в самый конец альбома, идёт двадцатым номером. Тёмный звук виолончелей вместе с электроникой образуют однородную звуковую массу, внутри которой происходят смутные движения. Они не развёртываются, а перетекают друг в друга в точках, где могло бы начаться развитие.

За Henosis следует Anamnesis (греч. Анамнез – в философии пифагорейцев припоминание душой своих прошлых жизней). Это цикличная фортепианная композиция из трёх повторяющихся кластеров, каждый из которых начинается мелодией в сопровождении неторопливых аккордов, раскладывающихся потом в такой же неторопливый аккомпанемент. Заканчивается она точно так же, как и начинается, но вместо развития аккордов в аккомпанемент наступает кода.

Космическая спокойная Nebula (англ. туманность) с такой же электронной пульсацией в верхнем регистре, как в Apothis, но не тревожной, а, наоборот, успокаивающей предваряет туманный и зыбкий Morpheus’ Dream (сон Морфея). Звук фортепиано здесь имеет электронное эхо, существующее по своим законам, аберрации отдельных звуков сплетаются и создают почти самостоятельный второй план. Когда музыка заканчивается, на последних секундах записи слышны звуки выключения аппаратуры. Это очень красивый ход – начавшийся с фортепианной мелодии альбом ей и заканчивается, возвращая слушателя из далёких просторов космоса в реальность и напоминая о том, что автор всё время был здесь, рядом. И что всё это увлекательное путешествие оказалось иллюзией, сном божества сна.