Muzium

Место вагнеровского масштаба

2020-08-18 23:18 Ликбез
Есть на карте мира города, чьи названия мы знаем в первую очередь благодаря музыке. Их история связана с именами великих композиторов, популярных фестивалей или знаменитых театров. MUZIUM рассказывает о местах, в которых непременно стоит побывать, если вы любите классическую музыку. Сегодня в нашем цикле — немецкий город Байройт.

Противоречивая фигура Рихарда Вагнера оставила нам поле для жарких споров: существует масса поклонников, фанатично следующих его заветам и реформам, а также гонителей, вплоть до запрета на исполнение его музыки в Израиле и других странах. 

Он ратовал за максимальный симбиоз и слияние искусств, он ставил драматургию выше музыки и всегда сам писал либретто. Он был отъявленным антисемитом и создал новый музыкальный язык — и гармонический, и формообразующий; он расширил оркестр до неимоверных размеров (в четыре раза); он изменил требования к вокальному голосу, заставляя его звучать как ещё один инструмент оркестра; он преследовал максимальное приближение музыкальной драмы к жизни; он создал системы музыкальных лейтмотивов (когда многочисленные явления имеют свою музыкальную «визитку»). Его драматургия бесконечна, и часто распространяется даже не на одну многочасовую оперу, а на целых четыре; он есть повелитель многих умов и до сих пор оказывает влияние на многих художников.

Одним из первых яростных его поклонников был король Баварии, Людовик II. Именно он, услышав в возрасте 16 лет оперу «Лоэнгрин», стал бредить творчеством Вагнера и, взойдя на престол, в 18 лет потребовал разыскать своего кумира для личной встречи. С тех пор началась долгая история их взаимоотношений, которая подарила композитору свободу творчества: создана далеко не одна новаторская опера, включая цикл «Кольцо Нибелунга»; родился вагнеровской фестиваль в Байройте, где король выстроил специально для композитора театр, акустически подходящий под новаторские замыслы (там скрыт оркестр и определенным образом подзвучиваются голоса певцов). Именно в этом театре прошла премьера «Кольца Нибелунга».

Вагнер завещал исполнять свой оперный «канон» каждый год — определенная последовательность опер, которую нельзя менять. Судьбой фестиваля управлял вначале сам композитор, потом его вдова, затем их потомки. Лучшие дирижеры и уникальные певцы до сих пор собираются каждое лето для вагнеровских торжеств. Будучи уникальным местом, Байройт является не единственным живым воспоминанием о Вагнере. Последние годы жизни Людовик провёл в своём новом доме — строящемся замке Нойшванштайн, интерьеры которого украшены персонажами из любимых вагнеровских опер. Невероятное убранство и уникальное расположение замка является одним из главных туристических магнитов Баварии.