Muzium

Одной левой

Ликбез
В богатом наследии фортепианного репертуара литература для левой руки занимает важное место. Сложно поверить, но для левой руки есть не только короткие пьесы и этюды, но и концерты, вариации, различные транскрипции и даже камерные сочинения.

Э. В. Корнгольд — Сюита для двух скрипок, виолончели и левой руки

Одной левой интересовались выдающиеся композиторы: Лист, Сен-Санс, Скрябин, Равель, Штраус, Барток, Прокофьев, Бриттен, Мартину, Яначек и многие другие. 
Что служит поводом для столь пристального внимания композиторов и исполнителей? И почему левая, а не правая? 

Нередко как начинающим, так и более зрелым пианистам требуется «подтянуть» навыки владения левой рукой, дать ей абсолютную свободу. Нет лучшего способа, чем дать ей законченные произведения: например, переложения этюдов Шопена Годовским — один из абсолютных шедевров в этой области. Или переложенная Брамсом скрипичная Чакона Баха.

Шопен/Годоский — Революционный этюд в переложении для левой руки

В историю искусства нередко вмешиваются трагические повороты судеб: профессиональные заболевания, травматические повреждения, даже абсолютная потеря — слуха, зрения и… рук. Но на наше счастье, есть не один пример в истории фортепианного искусства, когда артист не сдаётся, а продолжает карьеру в данном состоянии. Так, восстанавливая переигранную руку, Александр Скрябин создал незабываемый опус: Прелюдия и ноктюрн оп. 9.


А знаменитый пианист, офицер австрийской армии Пауль Витгенштейн расширил леворучный репертуар до неимоверных масштабов. 

Во время Первой Мировой Войны Витгенштейн был тяжело ранен возле польской границы, что привело его к полной потери правой руки. Однако, каким бы трагичным ни был этот эпизод, именно он повернул ход истории и способствовал расширению фортепианного репертуара. Ведь впоследствии более 40 лет Витгенштейн гастролировал по всему миру и поражал слушателей виртуозностью, исполняя произведения только для левой руки. Он тратил немалое состояние, заказывая работы у современных композиторов: Равеля, Бриттена, Рихарда Штрауса, Прокофьева, Хиндемита, Франца Шмидта, Корнгольда и многих других. 

Пауль Витгенштейн исполняет фрагмент концерта Равеля для левой руки: 

Надо сказать, что существует целый ряд пианистов, владеющих только левой рукой: 
Леон Флейшер, Гэри Граффман и Рауль Соза и многие другие продолжают свою фортепианную карьеру одной левой. 

Блуменфельд — Этюд

Первым же известным человеком в этой области был Геза Зичи: венгерский пианист и композитор, ученик и друг Листа, с которым он исполнял свои сочинения в дуэте в три руки. 

Лист —“Ungarns Gott” для левой руки

Так почему все-таки левая, а не правая, ведь человек может повредить любую руку? Репертуар для правой тоже существует, но он значительно беднее. Дело в том, что левая рука гораздо лучше сложена для самостоятельной игры, особенно учитывая принципы классической или романтической музыки. Простейшая ее форма представляет собой мелодию с аккомпанементом на несколько звуков ниже: большой палец левой руки может играть мелодию, а остальные четыре пальца будут заботится об аккомпанементе, а педаль sostenuto (правая), поможет создать иллюзию игры двумя руками одновременно.

Морис Равель сказал о своем Фортепианном концерте ре мажор: «Слушатель никогда не должен чувствовать, что двумя руками можно сыграть больше». Да и сам Пауль Витгенштейн, оставивший нам трёхтомник «Школы игры для левой руки» своего сочинения уверял, что левой рукой играть гораздо проще, чем правой.