Даниэль Баренбойм, Марта Аргерих, Михаэль Баренбойм, Киан Солтани
Берлинская государственная капелла
Даниэль Баренбойм может всё. Сыграет соло, выступит в камерном ансамбле, подыграет скрипачу или виолончелисту, исполнит оперу или симфонию — разве что на трубе не играет. Пожалуй, это единственный в мире человек, который в состоянии исполнить почти полное собрание сочинений Бетховена: Баренбойм записал все фортепианные сонаты, все симфонии, все фортепианные концерты, «Торжественную мессу», оперу «Фиделио», все скрипичные и виолончельные сонаты и многие другие сочинения классика. Новый релиз Баренбойма посвящён Клоду Дебюсси. Музыкант и здесь неоднократно перемещается между фортепиано и дирижёрским пультом. Берлинская государственная капелла под его управлением исполняет Фантазию для фортепиано с оркестром (солистка — Марта Аргерих) и «Море»; маэстро аккомпанирует сыну Михаэлю Баренбойму в Скрипичной сонате и Киану Солтани — в Виолончельной.
Слушать альбом в Apple
С Мартой Аргерих Баренбойма связывает многолетняя дружба. У них действительно много общего: оба родились в Буэнос-Айресе; имеют несколько гражданств; полиглоты; почти ровесники. Оба проявили выдающиеся музыкальные способности с детства: он дебютировал на аргентинской сцене в возрасте семи лет, она — восьми. В детстве они много играли вместе — но не на фортепиано, а в прятки. Оба выпустили более 40 дисков на лейбле Deutsche Grammophon, в том числе три совместных. Новый альбом приурочен к 80-летнему юбилею пианистки.
Дуэт Баренбойм — Аргерих кажется почти идеальным, точным до тридцать вторых и шестьдесят четвёртых. Запись Фантазии для фортепиано с оркестром была сделана в Вене в 2018 году, когда исполнилось 100 лет со дня смерти Дебюсси. При жизни композитора Фантазия никогда не публиковалась и не исполнялась целиком. Её премьера совсем не удалась: в последний момент дирижёр решил исполнить одну только первую часть, а Дебюсси молча унёс со сцены ноты своего сочинения. Когда Дебюсси что-то раздражало, он говорил: «Если бы я был солнцем, я отправился бы закатываться в другое место». Баренбойм и Аргерих с большим увлечением исполняют это сочинение с неудачной судьбой, нелюбимое даже самим автором.
Баренбойм — музыкант-перфекционист. Дважды он записал все симфонии Бетховена и трижды — все фортепианные сонаты. На новом релизе исполнитель снова спорит с самим собой: «Море» Дебюсси он уже записывал в 1978 году с Парижским оркестром. Два «Моря» разделяет расстояние в 43 года. За это время Баренбойм успел побывать главным дирижёром Чикагского симфонического оркестра, Берлинской государственной оперы и театра «Ла Скала», создать собственный оркестр и получить пять новых премий «Грэмми». Два исполнения отличаются друг от друга подобно месту, в которое возвращаешься спустя годы отсутствия. Теперь Баренбойм исполняет «Море» медленнее: волны плещутся в более спокойном темпе, зато каждую из них можно разглядеть крупным планом. Море Баренбойма недоброе. «Игра волн» происходит не на шутку, а «Диалог ветра и моря» скорее заговорщический. Дебюсси изначально предполагал Средиземное море, но у Баренбойма море скорее омывает берега вымышленного королевства, в котором происходят таинственные события оперы «Пеллеас и Мелизанда». Сам Дебюсси предпочитал наблюдать море с безопасного расстояния: композитор не умел плавать и соблюдал почтительную дистанцию от воды.
Поздние сочинения Дебюсси представлены на альбоме его камерными сонатами — виолончельной и скрипичной. Молодой иранский виолончелист Киан Солтани уже приобрёл мировую известность. Солтани обладает великолепной памятью, и не только музыкальной: по собственным словам, он запоминает лица всех людей, с которыми его знакомят, и никогда не попадает в неловкие ситуации. Виолончелист часто выступает в дуэте как с Даниэлем Баренбоймом, так и с его сыном Михаэлем. Особенно музыкантам удалась вторая часть Виолончельной сонаты — Серенада. Это небольшая инструментальная сценка, в которой виолончель выступает в разных ролях. Певец аккомпанирует себе на гитаре (виолончель pizzicato), поёт (игра смычком — arco) и насвистывает (флажолеты). Репризу Солтани исполняет без прежнего воодушевления, как будто певец не дождался ответа возлюбленной и машинально продолжает перебирать те же аккорды. Баренбойм подчёркивает пространственные эффекты в партии фортепиано, изображающей опустевшую улицу в свете начинающейся зари.
Карьера Михаэля Баренбойма словно началась с кульминации: в 10 лет он выступил на одной сцене с Пьером Булезом, исполнив Скрипичный концерт Арнольда Шёнберга. По сравнению с этим Скрипичная соната Дебюсси кажется упражнением для музыкальной школы. Последнее сочинение Дебюсси написано неожиданно просто: оно сплошь состоит из трезвучий. Баренбоймы любуются каждым до-ми-соль. Даниэль пользуется педалью в масштабах порою спорных, зато расплывчатость звука напоминает акварельную краску, разбавленную водой (от «клейма» импрессионизма Дебюсси так и не смог отделаться).
Новый релиз не отличается обыкновенным максимализмом Баренбойма —непременно записать собрание сочинений и выпустить его на десятках дисков. Он похож на домашнюю встречу музыканта со своими друзьями и родными. Как тогда, в Аргентине, когда Марта играла ему до-минорный этюд Шопена, а он ей — Моцарта.