Muzium

«Искусство фуги» Баха от Даниила Трифонова

Новые диски

Слушать альбом в Apple
Слушать альбом в Spotify

Двойной альбом «Bach: the Art of Life» в центре внимания любителей музыки и критиков на протяжении последних пяти месяцев. Даниил Трифонов во всех смыслах стал автором музыкального шедевра, в котором предложил свой, единственно верный путь к пониманию композитора Иоганна Себастьяна Баха. Работа Трифонова, по замыслу автора, рождает главный побудительный импульс: желание познакомиться ближе с «отлакированной штампами» личностью великого немца.


Сохранившиеся портреты сурового Баха, его полифонические сочинения, хоральные темы и величественное звучание органа создают вокруг человека, жившего в эпоху Реформации более трехсот лет назад, ореол недоступности и неотвратимости: объективное начало в искусстве, разговор с Создателем посредством музыки.

Трифонов предлагает свой подход. Он нанизывает на драматургическую нить цикла такие сочинения, которые без особого усилия дают понимание и становятся ключами, открывающими скрытый истинный смысл личности Баха.

Кажется, что не только музыку, но и акустические пространства для ее записи молодой пианист выбирал под стать программе. Известно, что запись диска проходила в двух локациях. Первая часть (до 35 трека включительно) — в потрясающе роскошном концертном зале Mechanics Hall в штате Массачусетс. Концертный рояль Hamburg Steinway D — инструмент экстра–класса, идеальные акустические условия и техническая оснащенность любимого всеми известными звукорежиссерами зала соответствуют стандартам лейбла Deutsche Grammophone. Кстати, акустические параметры Mechanics Hall существуют в электронном виде и используются для создания идеальных звуковых продуктов.
Mechanics Hall

Именно здесь шла работа над записью сочинений сыновей И. С. Баха и «Нотной тетрадью Анны Магдалены Бах». Первое, что явно прослеживается в рояльном звучании — его клавесинный суховатый характер. Выбор композиций направлен на создание галереи творческих портретов известных музыкантов эпохи классицизма, потомков великого представителя барокко. В «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» звучат две пьесы, авторство которых принадлежит Готфриду Генриху Штёльцу (Ария Bist du bei mir) и Кристиану Петцольду (Менуэт Соль мажор). Это еще один аргумент в пользу понимания идеи Альбома. « Bach: Искусство жизни» — не только о композиторе по имени Иоганн Себастьян Бах, но и о его окружении и симпатиях.

Вторая часть Альбома записана в Берлине, в особняке Корренс — Herrenhaus Correns —, история которого связана с именем основателя компании Siemens & Halske & Company. У искушенных слушателей есть возможность сравнить особенности звучания записей в локациях, разъединенных океаном.
Herrenhaus Correns


Критики отмечают более теплый и мягкий звук берлинской части альбома. Возможно, пианист сознательно пошел на изменение нюансов туше. Ведь, начиная с 36 трека, происходит перелом. Музыкальные события фокусируются на трагической, полной глубокого драматизма и даже отчаяния, Чаконе (И. С. Бах) и уход в сферу рациональной логики полифонического цикла «Искусства фуги». Как раз именно в эту сферу Трифонов вносит неповторимо новаторский момент одухотворенного исполнения каждого из четырнадцати контрапунктов цикла. Если прислушаться, это не что иное, как живые портреты реального, одного «из самых эмоциональных людей человечества» (Д. Трифонов).

В Четырнадцатом контрапункте неминуемым становится сближение молодого музыканта с фигурой титана полифонии, отдаленного от нас временем и массивом музыкального материала разнообразных стилей и эпох. Неоконченную более трехсот лет назад композицию смело и уверенно завершает представитель XXI века. В этой работе проявляется опыт пианиста в области сочинения музыки и его непревзойденное чутье интерпретатора.


Разумеется, «Искусство фуги» у Трифонова не имеет ничего общего с портретными характеристиками программной музыки романтиков. Сосредоточенность и внутренняя работа на первом плане. И, если неоднократно возвращаться к прослушиванию цикла, можно понять, что имеется ввиду, когда речь идет о воплощении в музыке законов гармонии Вселенной. Заключительным и прощальным пунктом программы становится Кантата «Иисус, радость человеческих желаний» BWV 147 (транскрипция Джулии Майры Хесс).