Muzium

Музыка моего имени

Ликбез
Из всех музыкальных профессий труд композитора, безусловно, является самым сложным, непредсказуемым, изменчивым. Как выбрать из семи (двенадцати) нот нужную последовательность, сочетание, соткать гармоническую ткань? Где черпать вдохновение каждый день? Как не опускать руки? 

Новые музыкальные произведения нередко рождаются от обаяния, горения и заинтересованности во взаимном обмене двух личностей — композитора и исполнителя. Уверенность, что замысел и его реализация будут воспроизведены на высшем уровне, что не возникнет технических преград, что основную идею услышат и поймут все слушатели — вот что нередко вдохновляет великих творцов. 

Скрипка, родившаяся в современном виде в XVI веке, имела очень много «послов» и великих провозвестников. Любимица многих народов, соратница аристократии, звучащая и на просторах полей, и в театрах — она видела многих гениев на своём веку. И лишь некоторые исполнители увековечили своё имя посвящёнными им произведениями. 

Конечно, сразу приходит на ум Паганини, который для дорогого, гениального себя написал и 24 каприса, и несколько концертов, и сонаты, и квартеты. Кто бы помнил сейчас о непревзойдённом Никколо и его демонизме, не будь в нашей жизни постоянно звучащей музыки Паганини?

Никколо Паганини, Каприс №24, исполняет Дэвид Гарретт

Похожим образом поступил и замечательный австро-американский скрипач Фридрих-Макс (Фриц) Крейслер, описавший много (своих ли?) любовных томлений в виде «Мук любви», «Радости любви» и др. Эта музыка обладает таким блестящим шармом, что и другие гении, такие как Сергей Рахманинов, например, переложили их для фортепиано.

Крейслер-Рахманинов, «Муки любви», исполняет Владимир Горовиц 

Один из ближайших друзей Брамса, Йозеф Иоахим, сыграл судьбоносную роль в жизни композитора. Во-первых, Брамс написал для друга знаменитый скрипичный концерт, а, во-вторых, Иоахим познакомил Брамса с семьёй Шуманов, а что из этого вышло, мы прекрасно знаем из истории любовного треугольника, главной героиней которой стала Клара, жена Роберта Шумана.

Иоганнес Брамс, Концерт для скрипки ре мажор, исполняет Максим Венгеров  

Один из лучших скрипичных концертов мировой музыкальной литературы Петра Чайковского изначально был посвящён великому музыканту, педагогу Яши Хейфеца, Ефрема Цимбалиста и других знаменитых скрипачей — Леопольду Ауэру. Однако последний посчитал, что не справится со столь виртуозной партией, и отказался от посвящения. В итоге его был удостоен Адольф Бродский, который много лет пропагандировал это сочинение на западе.  

Пётр Чайковский, Концерт для скрипки ре мажор, исполняет Яша Хейфец

Говоря о великих скрипачах, мы не можем пройти мимо Давида Ойстраха, первого (или, по мнению Яши Хейфеца, второго) скрипача в мире. Невероятная глубина, тонкость музыкального вкуса, точность исполнения, страсть и выдержанность отличает этого великого скрипача. Ему посвящали произведения многие великие композиторы XX века: Шостакович, Мясковский, Хачатурян и многие, многие другие. Оба концерта Дмитрия Шостаковича и его скрипичная соната посвящены Давиду Ойстраху и исполнялись впервые именно им. 

Дмитрий Шостакович, Концерт №2 для скрипки с оркестром, оркестр Московской государственной филармонии, солист Давид Ойстрах