Muzium

«Амадей» Формана

Кино
Этот хулиганский байопик является, пожалуй, лучшим образцом жанра. Здесь нет как обожествления героя, так и нет копания в его грязном белье; фильм длится около трех часов, а пролетает словно короткометражка; всякий пафос здесь заменяется на остроумный юмор; наконец, непосильная задача вместить все важные события жизни персонажа в один фильм тут и не предпринимается, а вместо этого режиссер как нельзя более удачно создает живой и выразительный портрет гения.

Снимать фильм по сценарию, продиктованному обычной биографической сводкой событий, — дело, на первый взгляд, непыльное, но мало кому удается достичь приличного результата. Чешский режиссер Милош Форман вовсе и не думал воссоздавать аккуратную хронологию жизни Моцарта. За основу фильма была взята пьеса, написанная англичанином Шеффером под впечатлением от трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

И хотя, говорят, что соперничество двух композиторов — чистый вымысел Александра Сергеевича, это теряет всякое значение, поскольку суть «Амадея» — составить впечатление о Моцарте и о том контексте, в котором ему пришлось творить, а это автору фильма удалось превосходно. Тут уже, возможно, дело в деталях, небольших элементах: костюмы и декорации были созданы по реальным эскизам XVIII века, концепция раздражительного смеха Моцарта была взята из писем его современников, некоторые сценические представления снимались на тех же самых сценах, где они и были впервые поставлены.

Сочетание художественных элементов с документальными, красивого с безобразным, серьезного с легкомысленным — это то, что и позволяет вывести фильм «Амадей» на центральное место в рейтинге лучших фильмов о классической музыке.