Что это за жанр? Он исчез или продолжает существовать? Почему один из самых известных ричеркаров был написан Бахом, но вроде бы и не им? И какое влияние оказал этот удивительный жанр на современных композиторов?
Ричеркар — жанр старинной музыки, известный как минимум с XVI века. Его характерная черта — краткая, но легко запоминающаяся тема, которая повторяется практически сразу (или спустя какое-то время) в других голосах. В отличие от фуги, у ричеркара танцевальный характер.
Послушайте, как в ричеркаре для органа венецианского композитора Джованни Габриели (ок.1555-ок.1612) тема звучит сначала сольно без сопровождения, а потом — еще раз, но в низком регистре и с параллельным звучанием первого голоса.
Giovanni Gabrieli — Ricercare
Последние примеры жанра можно найти в “Музыкальном приношении” И.С. Баха (“Das musikalische Opfer”, BWV 1079, 1747). В центре этого цикла из тринадцати разнохарактерных пьес — так называемая “Королевская тема” (Thema Regium): будучи изначально темой для импровизации, она была сочинена королем Фридрихом II, известным меломаном, во время встречи с Бахом в Потсдаме.
В первой пьесе “Музыкального приношения” можно услышать тему в ее основном, легко узнаваемом виде. Заголовок Ricercare a3 означает, что в ней три ведущих музыкальных голоса. В начале ричеркара слышно, как тема звучит последовательно три раза так, словно бы ее пели разные голоса в хоре.
Bach – Ricercar à 3, BWV 1079
Одна из множества загадок “Музыкального приношения” — почему Бах использовал название ричеркар. Это единственное обращение композитора к этому жанру; более того, к середине XVIII века он уже был вытеснен не только фугой, как более “продвинутой” версией себя, но и само слово “ричеркар” было фактическим синонимом слова “фуга”.
Существует немало научных предположений на этот счет, среди которых и следующее: слово Ricercar лучше всего подходило Баху как слово-акроним, в которое можно было бы включить Regis. В результате композитор зашифровал следующую фразу:
Regis Королем
Iussu данная
Cantio тема
Et и
Reliqua все прочее,
Canonica в каноническом
Arte роде
Resoluta решенное
В этом акрониме скрыт ключ к устройству “Музыкального приношения”. Это не просто сборник разнообразных пьес, а настоящий цикл, в центре которого — одна и та же тема, а все пьесы — “в каноническом роде решенные”, то есть основанные на принципах полифонии.
“Королевская тема” настолько ярка и своеобразна, что к ней неоднократно обращались и другие композиторы уже после Баха. Так, итальянский оперный композитор Джованни Паизиелло (1740-1816), звезда конца 1700-х годов, который некоторое время работал при дворе русской императрицы Екатерины Второй, сочинил вариации на тему ричеркара. Название “Прощание с Великой Княгиней Российской” отсылает к исторической причине появления этого сочинения: Паизиелло сочинил его на свой отъезд из России в 1784 году.
Giovanni Paisiello — “Les Adieux de la Grande Duchesse de Russies” (1784)
Двумя особенно интересными примерами обращения к теме Фридриха II стали Ricercar a6 Антона Веберна (1935) и Offertorium Софьи Губайдулиной (1980). Веберн, один из самых преданных учеников Арнольда Шенберга, создает свою интерпретацию баховского шедевра.
Казалось бы, ноты звучат те же самые, но меняется характер интонации. Это достигается тем, что отдельные части темы исполняются разными музыкальными инструментами, как бы передавая тему друг другу по цепочке. Этот прием имеет свое название — Klangfarbenmelodie, что в переводе с немецкого можно перевести как “звукокрасочная мелодия” (тема как бы раскрашена звуком). В видео можно отчетливо видеть, как фразы передаются между инструментами оркестра:
Bach/Webern: Ricercar a 6 / Järvi · Berliner Philharmoniker
София Губайдулина включает тему ричеркара в скрипичный концерт Offertorium (“Жертвоприношение”). Для начала композитор обратилась к технологии Веберна, но теперь различным инструментам поручено исполнение не фраз, но отдельных нот темы. Прозвучав в начале концерта, тема постепенно распадается на отдельные интонации после вступления скрипки.
С. Губайдулина — Offertorium (1980)
...Как мы писали ранее, жанр ричеркара как таковой исчез ко времени барокко — его вытеснила фуга. Своеобразное возрождение жанра произошло в ХХ веке в рамках неоклассицизма. Возросший интерес к старинной музыке и попыткам ее стилизовать на современный манер вдохновил композиторов на обращение и к жанру ричеркара, — как это сделал, например, Игорь Стравинский, трактовав жанр в свободной манере.
Igor Stravinsky — Cantata on Old English Texts: Ricercar I: "The Maidens Came" (1952)