Muzium

«Переписывая Бетховена» Холланд

Кино
Сколько же подводных камней скрывается на пути режиссёра, решившегося взяться за, казалось бы, такой непыльный жанр исторической мелодрамы! Тут и риск скатиться к сериальной слезливости (см. «Ветка сирени» о Рахманинове), и устрашающие неудачи предыдущих версий тех же событий (см. «Бессмертная возлюбленная» о Бетховене), и — самое вероятное — историческая недостоверность. Впрочем, последнее польского режиссёра Агнешку Холланд как раз-таки совершенно не волновало при работе над фильмом «Переписывая Бетховена»: ну не было и не могло быть у европейского маэстро XIX века ассистентки! Да ещё такой, которая диктовала бы ему, как правильно писать музыку. Однако создаётся впечатление, что отступление от исторической точности и подмешивание художественно-изобразительных средств — это именно тот прием, который помог Холланд не просто сделать захватывающий байопик, а представить неординарную версию развития событий по принципу «А что если...».

Ещё одно мудрое решение режиссёра — не стараться охватить своим фильмом всю жизнь гения, а сконцентрировать внимание лишь на одном периоде. Действие разворачивается за три года до смерти композитора, в 1824 году, и концентрируется преимущественно на создании им Девятой симфонии. Тут и появляется Анна Хольц, героиня Дайаны Крюгер (самого Бетховена в фильме прекрасно играет Эд Харрис). Амбициозная девица помогает композитору, переписывая на нотную бумагу его сочинения, а по пути и сама учится, как слышать, слушать и творить то, что угодно Богу.

Наконец, ещё один мудрый шаг режиссёра — фактическое отсутствие в фильме любовной линии (ох, а как просто было бы поддаться искушению!). В результате самые напряжённые сцены в этой мелодраме — те, где опытный композитор и его молодая ассистентка отдаются музыке, а не друг другу.