Muzium

Beyond Words

Новые диски
Виталий Ватуля — "Beyond Words"

Идея создания этой программы пришла спонтанно. Мне захотелось поэкспериментировать, немного отойти от мира камерной классической музыки в сторону сольного саксофона и почувствовать, каково это — играть с предписанными электронными треками. Диск называется «Между слов» (как «между строк») и это не просто банальное выражение (подозреваю, что есть не один диск с таким названием). 

Слушать альбом в Apple

Программа выстроена так: первое и последнее произведение на диске идут с текстом. На мой взгляд, на диске собраны лучшие произведения для саксофона с электроникой, наиболее полно демонстрирующие тенденции 80х-90х-2000х гг. Главная отличительная черта игры с электроникой в том, что электроника никогда не ждет. И мне кажется важным в этой статике и стабильности найти гибкость.

У нас со звукорежиссером, выдающимся музыкантом Вячеславом Попругиным была проведена очень тонкая работа: вымерялись мили-мили секунды в направлении, векторе фраз, чтобы придать им живое, нестатичное звучание и сделать фактуру многослойно. Поэтому я не могу сказать, что это мой сольный диск, так как Славина работа сопоставима с работой исполнителя. Это была полноценная коллаборация и так, как Слава записывает звук, с какой тонкостью, с каким количеством граней и нюансов — это немногим дано. И, самое главное, какую он создает атмосферу в студии: он и соавтор, и помощник, и друг.

Первое произведение на диске — “Garden of Love” нидерладского композитора Якоба тер Вельдхауса (Якоб ТВ), построенное на слова одноименной поэмы Вильяма Блейка. В нем очень тонко и глубоко описывается отношение автора к религии в его жизни и к тому месту, где он вырос. Не знаю, нужно ли это говорить в прямой речи, но недавно я играл его в Екатеринбурге и оно там прозвучало как нельзя к месту. Это одно из самых мелодичных и красивых произведений Якоба.


Завершает программу “Grab it!” того же автора. Это самое часто исполняемое произведение Якоба ТВ. Оно было переложено для множества инструментов и ансамблей, но в оригинале написано для тенор-саксофона. В основу легли нарезки видео из фильма “Scared Straight” (Напуганы, Точно!) Шапиро. Якоб ТВ — социально ориентированный композитор, и Grab it! очень острое произведение, с ярким призывом: “Хватайся!”. В фильме показаны подростки, совершившие незначительные преступления и помещенные на один день в настоящую тюрьму. За этот день с ними пообщались видавшие виды заключенные и убедили их в том, что им надо сойти с этой скользкой дороги. И первая часть фильма, и звучание Grab It! очень напряженное, доведенной до крайностей и экстрима. Вторая часть — 10 лет спустя, показывает тех же самых подростков и смотрит, насколько этот опыт повлиял на их жизнь. Это документальное кино и, тем самым, еще более пронзительное и актуальное как для зрителей, так и для слушателей. Это кульминационное произведение диска. Я очень люблю этого автора и даже делал премьеру его концерта в Москве на нашем фестивале актуальной классики Re:Formers Fest.

Внутри обрамляющих диск произведений Якоба тер Вельдхауса стоят пьесы Стива Райха, Карена Танака и Уилла Грегори. Произведение последнего было очень интересно записывать: многое не написано в нотах, используются необычные эффекты как на инструменте, так и в звукозаписи (задержки, эхо, приближение звука, работа в акустике). Результат, который получился, превзошел мои ожидания: каждый раз, когда мы слушали наш материал в монтажной после записи и пробовали все эти эффекты, нам как будто открывалось новое измерение. “Interference” очень разнообразно, состоит из четырех частей, и эти части абсолютно контрастны не только по звучанию, характеру, масштабу и даже по жанру, но и по звучанию саксофона. Космическая музыка!


В “Вермонтском контрапункте” Стива Райха используются три саксофона: сопрано, альт и тенор и предзаписанный трек с квартетом саксофонов. Хотя само произведение одночастное, как поток, perpetuum mobile, внутри которого происходит огромное количество изменений. Это то, что происходит за окном, когда ты едешь в скоростном поезде и в этот момент ты можешь заглянуть в свои очень медленные мысли.

В “Нью Йоркском контрапукте” Стива Райха помимо сольных партий мы записали еще и все двенадцать голосов аккомпанемента. Меня не очень устроил предложенный издательством материал и я решил, что нужно себе помочь. В итоге все голоса были настолько сбалансированы, что теперь это произведение вышло на абсолютно новый уровень. С первых же нот аккомпанемента звучание стало настолько чистым и ведущим за собой, что возникновение сольных тем не могло быть никаким кроме как абсолютно кристальным.

Произведение единственной женщины на диске, Карен Танака — одно из самых красивых на диске. Это чистой воды медитация с японским колоритом, которая просто уносит…

Не могу сказать, что выделяю какое-то произведение на диске, у меня есть ощущение цельности данной программы. Цельность от того, что все произведения находятся на своем месте. И, как в архитектурном ансамбле — дополняют общий план и общую идею. Если что-то убрать, то концепция и стройность этого ансамбля никогда не будут полноценными. Диск созревал как хорошее вино — год и восемь месяцев. Идеальные условия: мы работали на результат и нас не поджимало время. То, к чему мы пришли спустя месяцы работы в студии, прослушивании, переслушивания, поиска звука, тембра и в конце концов, мастеринга стало большой частью моей профессиональной жизни.