Muzium

Disney Goes Classical

2020-11-07 15:21 Новые диски
Disney Goes Classical
Королевский филармонический оркестр

Королевский филармонический оркестр с приглашенными солистами записал альбом диснеевских хитов — музыку из любимых фильмов и мультфильмов поколения девяностых.

Слушать альбом в Apple

Музыке в кино и анимации отведена важнейшая роль создания нужного настроения для сцен фильмов и мультфильмов, усиления воздействия текста или изображения. Конечно, увертюра к «Мэрри Поппинс» будет нежнейшей, воздушнейшей, шутливой, и в конце под переборы арфы Мэри улетит на зонтике, а “Go the distance” из «Геркулеса» (момент, когда юный герой уходит из дома, чтобы найти своё призвание) будет чрезвычайно вдохновляющей, наполненной силой и решимостью, какая только и бывает в наивной юности.

Впрочем, исполнение здесь довольно академично. В оригинальных саундтреках контрасты были резче, все чувства выражались очень эксплицитно, подчёркивалось комическое и усугублялось драматическое. Здесь же мы слышим идеально выровненный звук оркестра, который иногда даже отдаёт холодностью. Несмотря на большой опыт королевского филармонического оркестра в «лёгкой» музыке, академизм в нём, всё же, побеждает: они исполняют братьев Шерман как Мендельсона, а Элтона Джона как Бернстайна. С другой стороны, нас предупреждают с самой обложки: “Disney goes classical”, можно было бы и ожидать именно сглаживания контрастов, умеренности, внимания к форме. А музыка всё равно очаровательна. 
Солирующий инструмент появляется дважды. Японская классическая гитаристка Каори Мураджи в песне “Part of your world” из «Русалочки» завораживает умением ткать музыкальное полотно из звуков и пауз. Эта размеренность, пристальное внимание к каждому элементу музыки работает с её временем так, что даже в «лёгком» жанре появляется ощущение глубины. Работа звукорежиссёра здесь совершенно замечательна: негромкий звук классической гитары выведен на первый план и всегда звучит поверх оркестра. 


Партию голоса в “Let it Go” из «Холодного сердца» исполнил на скрипке тринадцатилетний вундеркинд Кристиан Ли. Это песня из мультфильма для его поколения — так снимается дистанция между подростками и большой культурой. Да и, в конце концов, даёт веру в чудо. В его исполнении, кроме виртуозности и выдающейся точности, есть и нечто, рождающееся за пределами музыки, что мы часто считываем как гениальность. Когда речь идёт о юных дарованиях, иногда закрадывается мысль о выдающихся моторных способностях, почти армейской муштре и неизбежном вау-эффекте, который призван скрыть отсутствие глубокого содержания. Но здесь другой случай. У Кристиана Ли уже есть свои, вполне определённые взгляды на искусство, и можно сказать, что в тринадцать лет он уже сформировался как артист.
Песня “Can you feel the love tonight” из «Короля льва» — первая, где звучит голос. Это Маттео Бочелли, сын Андреа Бочелли, единственный из его детей, выбравший музыкальную карьеру. Голос Маттео похож на голос отца тембром и фактурой, но его манера далека от академической. Это современное мюзикловое пение, в сторону стиля Джоша Гробана или Майкла Бубле. Маттео Бочелли музыкален и замечательно справляется со всеми хитростями английской фонетики, хотя ему и недостаёт разнообразия приёмов. Стремление соединить строгое и свободное именно в таких пропорциях вредит выразительности, но если он найдёт нужный баланс – нет причин тому, чтобы он не стал звездой первой величины. 

Следующие голоса — квартет “The Opera Men”, состоящий из двух теноров, баритона и бас-баритона. Участие в диснеевской записи стало их первой работой с крупным лейблом. И это идеальное попадание: воспоминания куклы Джесси из «Истории игрушек 2» об играх со своей бывшей хозяйкой в благородном исполнении четырёх мужчин приобретает оттенок той светлой ностальгии, которая близка замечательным квартетам до рок-н-ролльной эпохи. В то время их участники не говорили от себя и за себя, были, скорее, медиумом для истории, а не актором в ней. Они изображали, намекали, почти декоративно представляли себя публике, у которой замирало сердце от чарующей гармонии звучания голосов. 

Завершает альбом песня “Wish upon a star” из «Пиноккио» в исполнении Рене Флеминг, известнейшей оперной певицы, сопрано, не имеющей себе равных в отношении техники пения. Хотя Рене Флеминг здесь отходит от оперности и подстраивается под бродвейскую манеру, всё равно в этом исполнении больше академичности, чем в прочих. И вместо присущей оригиналу задушевности, она придаёт этой песне качество ровности, поэтому пролог к Пиноккио звучит как колыбельная. 

Сказка началась и закончилась, продлившись пятьдесят с небольшим минут. Это было погружение в мир грёз, возвышенных чувств, радости, предощущения чуда и прочих эмоций, нужных нам в любом возрасте.