Muzium

«Большой» Тодоровского

Кино
Валерий Тодоровский, сын выдающегося советского режиссёра Петра Тодоровского, номинанта на «Оскар» за «Военно-полевой роман», на заре своей карьеры снял за копейки (как говорят киношники, «на коленке») несколько картин, которые можно назвать шедеврами: «Подмосковные вечера» с Машковым и Дапкунайте, «Страну глухих» с Хаматовой и Корзун, «Любовника» с Янковским и Гармашем.

Теперь Тодоровский — продюсер канала «Россия-1», с бюджетом проблем нет, и его фильмы стали более традиционными. Лучшего слова не подберёшь — кажется, он целенаправленно стремится снимать простые, универсальные истории, чтобы затронуть сердца как можно большего количества людей, угодить самой разношёрстной публике. Если помнить и любить полёт фантазии его ранних картин — то более поздние («Тиски»«Стиляги», «Оттепель») могут показаться банальными. Но если не сравнивать, выбросить из головы его ранние успехи — это вполне качественное, добротное кино, которое приятно смотреть и не стыдно показывать.


Уже при прочтении анонса напрашивается сравнение с «Чёрным лебедем». Оба фильма — о балеринах, которые мечтают взойти на вершину. У каждой из героинь своя соперница. В обоих фильмах в финале звучит «Лебединое озеро», которое, впрочем, у большинства людей является первой ассоциацией со словом «балет». Героине Натали Портман мешают комплексы, зажатость, скованность; героине Маргариты Симоновой, напротив — провинциальная грубость и неотёсанность. Героиня американского фильма — балерина потомственная, примой когда-то была её мать, которая отыгрывается на дочери за свои неудачи. В нашем фильме нищую девочку из глубинки замечает постаревший и спившийся танцор (Александр Домогаров). Есть у каждой балерины и свой покровитель. Герою Венсана Касселя не интересно брать готовую Одилию (героиню Милы Кунис), и он берёт Одетту, чтобы сделать из неё Одилию. Героиня Алисы Фрейндлих, напротив — берёт девочку-самородка, потому что видит в ней готовую приму.

Если Даррен Аронофски через историю о балерине пытается выразить какие-то глобальные смыслы — Тодоровскому просто интересно, что происходит с провинциальной простушкой, вдруг попавшей в мир большого балета, потому что кто-то разглядел в ней скрытый бриллиант, увидев, как она танцует на улице, собирая деньги в пакет. Тодоровский пытается извлечь из этой истории максимум универсальности, отыскать в ней то, что может произойти с любой девушкой, покоряющей столицу в какой бы то ни было профессии. Он тасует эпизоды из жизни героини в произвольном порядке, показывая её то десятилетней девочкой, ещё только начинающей свой путь в балете, то взрослой девушкой, которая вот-вот станет примой.


Единственная претензия, которую я предъявил бы этому фильму — музыка. Там звучат композиции Павла Карманова, которые сами по себе весьма хороши. Однако в фильме речь идёт о балетах Чайковского, и волей-неволей сравниваешь его музыку с той, что написана специально для фильма. На мой взгляд, в музыке Чайковского есть абсолютно всё, что нужно для музыкального сопровождения. Особенно в финальной сцене, где героиня выходит на сцену в роли Одетты — вроде бы под изумительную музыку «Лебединого озера», но мы её почему-то не слышим. Это хорошо понимал Клинт Мэнселл, написавший саундтрек к «Чёрному лебедю», где мы слышим либо Чайковского, либо парафраз на его темы.

Однако в конечном итоге мы имеем фильм, который любителям искусства посмотреть стоит, а любителям балета — просто необходимо. Фильм не шокирует, не потрясает и не раскрывает глаза, но более двух часов удовольствия вам гарантированы. А если вам ещё не довелось побывать в Большом после реконструкции, вы можете вдоволь насладиться его видами. Их совсем немного — но они поистине впечатляют.