Muzium

«Одержимость» Шазелла

Кино
История противостояния одаренного студента консерватории, одержимого музыкой, и деспота-учителя, одержимого амбицией распознать и взрастить гения, каким-то загадочным образом напомнила о недавней беседе Тихона Дзядко с Андреем Кончаловским в программе Hard Day’s Night на «Дожде». Режиссер разъяснял журналисту отличия Византийской традиции (с ее абсолютным подчинением одному правителю) от Латинской (где права и обязанности гражданина стоят выше всякой власти), а также почему Россия тяготеет к первому формату и страшится второго.

Возможно, кому-то такое сравнение покажется, как говорится, шибко притянутым за уши, но где, как ни в закрытом зале консерватории можно так отчетливо проследить развитие отношений между управленцем, управляемыми и настоящими гениями, управлять которыми бывает крайне сложно. Именно когда самобытный талант (перкуссионист, в данном случае) поднимается со своего места и, расправляя плечи, идет на тирана-дирижера, тогда и появляется случай задаться вопросом, так нужен ли нам такой дирижер-то? Может, и без кровопролития обойдемся? Своих сил и таланта, возможно, нам хватит? Или все-таки без царя никуда? Византия будет ближе?

Даже если и не задаваться такими вопросами, то посмотреть фильм «Одержимость» все равно стоит. Хотя бы ради захватывающей игры: как музыкальной, так и актерской. Здесь и кровь, и пот, и слезы... И все же, хорошо бы было обойтись без крови.