Muzium

Убить Билла в Стране чудес

Новые диски
Элис Сара Отт — "Wonderland"
Симфонический оркестр Баварского радио
Дирижёр — Эса-Пекка Салонен

Имена обязывают: один из альбомов пианистки Элис Сары Отт просто не мог не получить название "Wonderland". Так и вышло, причем не натужно, а вполне органично, когда музыкальным материалом нового диска стали популярные фортепианные сочинения Эдварда Грига, наследника Шумана и одного из основоположников жанра интеллектуальной сказки в позднеромантической музыке окраинной Европы, где мифология и фольклор превратились в язык, способный рассказывать об ощущении ирреальности наступающей на пятки 19 веку современности.

Слушать альбом в Apple

Имена обязывают: один из альбомов пианистки Элис Сары Отт просто не мог не получить название «Wonderland». Так и вышло, причем не натужно, а вполне органично, когда музыкальным материалом нового диска стали популярные фортепианные сочинения Эдварда Грига, наследника Шумана и одного из основоположников жанра интеллектуальной сказки в позднеромантической музыке окраинной Европы, где мифология и фольклор превратились в язык, способный рассказывать об ощущении ирреальности наступающей на пятки 19 веку современности.

Новинка Deutsche Grammophon конца 2016 года от Элис Сары Отт и Симфонического оркестра Баварского радио (дирижер — Эса-Пекка Салонен) — приглашение в Страну чудес. Так восходящая звезда немецкой школы с японскими корнями видит мир Грига, населенный троллями и гномами, завораживающий поэтическим изяществом картин природы, если вычесть из него тревожный символисткий подтекст и дух сомнения модерна.

В трейлере к диску босоногая Отт (она всегда играет босая, и это отнюдь не уникальный случай в современной концертной практике) не только звуками фортепианной миниатюры "Весной" из цикла "Лирических пьес", но и визуальной игрой представляет нам тот образ григовского Зазеркалья, каким она хотела бы, чтобы его услышала публика. Отт складывает своими руками экологическую оригами-фантазию: там белые бумажные елочки на черной крышке рояля толпой окружают крохотный белый бумажный рояльчик и над всем этим в финале к белому небу взлетают белые бумажные бабочки. Романтический, игрушечный мир в современной визуальной аранжировке с мультикультуралистскими, экологическими ассоциациями очень идет Григу в интерпретации Отт. Ее игра структурно проста и прозрачна, а изящные белые елочки и легкие бумажные бабочки — отличный аналог фирменного холодноватого звука, ясной фразировки, жестких ритмических каркасов и легких пальцев.


Главная тема григовской сказки на диске — Ля минорный фортепианный концерт, популярнейшая партитура, прекрасная, одновременно изящная и пылкая музыка, написанная изобретательным языком и способная оставлять простое, пронзительное впечатление. Отт много играет его с разными дирижерами. Но партнерство с Салоненом — он один из актуальных мастеров мировой сцены и веский голос Северной Европы — особенно выгодно оттеняет ее манеру.

С одной стороны, Салонен вместе с Отт счищают с музыки Грига со временем налипшую на нее пышную романтическую пыль. Концерт звучит свежо, без взвинченности, но конструктивно ярко. С другой — Салонен добавляет интерпретации Отт недостающую гибкость, текучесть и глубину цвета. Фокус в том, что игра Элис фактически лишена кантилены, легато у нее, как в джазе, очень условно, формы эффектно схематичны, а звуковая палитра в известной степени монохромна, хотя нюансирована в градациях от хрустального piano до звенящего forte. Оркестр, как будто продолжая линии рояля, смягчает и скругляет их, аккуратно наполняя рисунок цветом. Концертное исполнение, кроме того, очень красиво записано, звук струнных с его особенным, матовым тембром и длинным дыханием фраз словно течет куда-то вдаль, в глубину, духовые парят над ним, форма, выстроенная со вкусом к комбинаторике элементов и монтажу секций, как будто плавно разворачивается в пространстве. И музыкальные мысли Отт вместе с джазовой броскостью приобретают подчеркнутую элегантность. Интересно, что Отт и Салонен выбирают для Концерта довольно медленные темпы.

Хотя от пианистки, с детства известной своей виртуозностью и вулканическим темпераментом, ждешь атакующей стремительности. Но Элис Сара Отт — из той породы современных вундеркиндов, звезда которых с возрастом не гаснет вовсе не потому, что подогревается бравурными темпами, но за счет точного распределения сил, аналитического налета в звучании эмоционально смелых интерпретаций, грамотного программирования и строгого управления темпераментом, требующего недюжинных сил.

Отт наделена ими в достаточной степени. И это делает ее одним из самых органичных примеров современного гибридного пианизма, собранного из противоположностей. Ее имиджу и пианистической манере свойственны атлетизм и равнодушие к рекордам, мускулистая упругость без нажима, женственность без жеманства, хрупкость без ломкости, мультикультурность без отрицания традиции, репертуарная свобода без вызова, эстрадность без вульгарности, нарядность без излишеств и стеснения одновременно, а также интимность того удивительного, нового свойства, что способна равномерно очаровать огромные залы с тысячами людей.


Со всей своей тонкостью, прозрачностью и атлетической мощью Отт за фортепиано напоминает тарантиновских персонажей. Разве что героини Умы Турман трогательно осложнены несовершенством невротической структуры. В то время как персонаж "фортепианная Алиса" от Элис Сары Отт — миниатюрный путешественник с невидимым самурайским мечом за спиной и полностью свободный от невроза, — порядком изумляет олимпийским спокойствием. Оказываясь в фантазийном мире Грига этот здоровый, любопытный дух обнаруживает в нем точку, где причуды югенстиля прямо перетекают в пространство contemporary-джаза скандинавского толка с его узнаваемой пространственной графикой и нежной холодностью. Если начать слушать альбом не с Концерта, а с сольных фортепианных миниатюр из "Лирических пьес" и "Пер Гюнта", записанных в отличие от Концерта в студии, и занимающих на диске примерно столько же места, сразу становится очевидной не только важность для диска казалось бы дополнительной серии детских пианистических мелочей.

В другой пропорции, с другой артикуляцией они могли бы восприниматься как расширенная серия бисов. Но здесь они в еще большей степени, чем Концерт, представляют собой искомый "Wonderland", тонко рассчитанный мир обаятельных странностей, чудесных пейзажей и неожиданных превращений. И точно так же с первых звуков становится понятной природа пианизма Отт, воспитанной, судя по звуку и манере, на всем разнообразии стилей современной фортепианной эстрады от конкурсного академизма до импровизационной музыки и не усматривающей между ними принципиальной разницы.


Тролли Алису не пугают, ведь она, играючи, сковывает их медленным, железным темпом с очень плавным при всей эффектности ускорением. "Весна" не столько вносит смуту или гипнотизирует торжеством потопа чувств, сколько звучит как контролируемая красота в стиле new age. "Свадебный день в "Трольхаугене" превращается в новоджазовую зарисовку c этническим флером в духе world music, Сольвейг поет голосом Брайна Ино, "Бабочки" вьются над следами Кита Джарретта. "Пещера горного короля" выстлана конструктивно ясным, ударным орнаментом джазовой пианистической школы от Брубека до Чика Кориа. И четкие монтажные формы миниатюр сочетаются с прозрачностью, антиромантической жесткостью, пространственной элегичностью и как бы импровизационной небрежностью звука. В серии атмосферных пьес можно услышать непритязательность салона, но если и так, это новый, современный салон, мультикультурный, вселенский, прямодушный, равно внимательный к многообразию мира и беспощадный к лишней сложности.