Скрипач по первому образованию, Лопушанский закончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерской Эмиля Лотяну, после чего работал ассистентом на съёмках «Сталкера». Там и познакомился он с одним из любимых актёров Тарковского — Николаем Гринько, которого пригласил сыграть главную роль в своей дипломной короткометражной картине «Соло». Этот получасовой фильм сегодня мало кому известен, однако это один из лучших фильмов о Блокаде, с которым мы хотим познакомить наших читателей по случаю Дня Победы.
В блокадном Ленинграде готовится исполнение Пятой симфонии Чайковского. Концерт будет транслироваться на весь мир. (Прототипом его, по всей видимости, послужило знаменитое исполнение «Ленинградской» симфонии Шостаковича, о котором даже снят фильм.) Во второй части у Чайковского звучит соло валторны. Главный герой — валторнист, который должен исполнить это соло — подходит к дирижёру и просит отпустить его ненадолго домой на Васильевский остров. Там у него в тумбочке спрятана крупа, которой он в мирное время подкармливал птиц: валторнисту очень нужно поесть, может не хватить дыхания на столь длинное соло. Дирижёр боится отпускать его, ведь путь неблизкий, музыкант может попасть под артобстрел — и концерт, которому придаётся такое значение, сорвётся.
26 минут — о том, как, несмотря на все трудности, с которыми столкнулись ленинградцы, в их городе продолжала звучать прекрасная музыка.
Смотреть фильм: