https://youtu.be/QZqj0iBHVA8; Первая симфония; 18:25; Первая симфония Малера была закончена в 1888 году, когда композитор работал директором Королевской оперы в Будапеште. Критики были обескуражены. Впоследствии ее назовут «самой независимой и новаторской из всех первых симфоний». Прием музыкального гротеска, использованный Малером в 3-й части симфонии, станет актуальным для многих композиторов 20 века — в частности, для Шостаковича и Шнитке.
https://youtu.be/LYN0cV8fYuo; Вторая симфония; 17:48; Занимая пост главного дирижера Гамбургской оперы, Малер написал Вторую симфонию. Ее премьера в Берлине стала триумфом Малера-композитора у публики, хотя в отрицательных откликах прессы по-прежнему не было недостатка. В этой симфонии Малер впервые для себя вводит в инструментальный цикл вокальные части. И впервые в европейском искусстве мысль о личной катастрофе преображается в образ катастрофы мировой — от траурного марша первой части к беспощадной картине Апокалипсиса, с которой начинается финал. Это тот Малер, который отрезонирует в тревогах второй половины 20 века. Тот Малер, о котором дирижер Леонард Бернстайн скажет: его время пришло.
https://youtu.be/y9mGuYH_45M; Третья симфония; 14:23; Третья симфония Малера была написана в 1897 году, незадолго до окончания его работы главным дирижером оперного театра в Гамбурге. «Дионисийской» назвал Третью симфонию верный соратник и ученик Малера, дирижер Бруно Вальтер. Могучий призыв волшебного рога пробуждает Природу, звучат голоса лесных зверей и цветов, из мистической глубины ночи поднимается голос Человека, подхваченный утренним хором Ангелов, чтобы вновь раствориться в гимне Любви, в гимне единству всего Живого и Сущего.
https://youtu.be/HJLn6B0NM44; Четвёртая симфония; 19:23; В начале 1901 года Малер закончил Четвертую симфонию. Её исполнение столкнулось с жестокой критикой прессы и непониманием публики. Музыку симфонии вновь, как и в случае с Первой, невозможно было «пристегнуть» к привычным представлениям о том, какой должна быть симфония. Мнимая простота и наивность этой музыки снова казалась издевательством над слушателями. Лишь в следующем поколении музыканты и публика смогли различить многозначность подтекста за этой наивностью. Во второй половине ХХ века Четвертая стала чуть ли не самой часто исполняемой из всех симфоний Малера.
https://youtu.be/YhPHHK3fdz4; Пятая симфония; 11:13; Начало ХХ века в личной судьбе Густава Малера стало временем серьезных перемен. Столь же глубокие перемены происходят в его творчестве. Летом 1901 года была начата и через год закончена Пятая симфония. Она стала одним из первых пророческих предчувствий тревожного "напряженного времени" нового столетия.
https://youtu.be/95bc6a8SYag; Шестая симфония; 16:25; «Трагической» Малер называл в кругу друзей симфонию ля минор. Это время в жизни Малера внешне никак нельзя назвать трагическим. Он на вершине творческой карьеры, семейная жизнь не дает повода для мрачных настроений. И всё же перед нами самая мрачная из всех симфоний Малера. Единственная, которая заканчивается не просветлением и не апофеозом, но безысходной катастрофой. Словно сама судьба приоткрывает художнику облик грядущего зла.
https://youtu.be/BLo1z3aq9l4; Седьмая симфония; 14:15; После Пятой и Шестой симфоний, после определенности конфликтов и определенности их разрешения, Седьмая симфония говорит с нами как будто загадками. Речь ее поначалу трудно было понять и самому композитору. Потому что в ней он вторгается в область подсознательного.
https://youtu.be/FtTpgm2bL8Q; Восьмая симфония; 16:04; Летом 1906 года Густав Малер закончил работу над Восьмой симфонией, которую впоследствии назовут "Симфонией тысячи участников". Еще никто и никогда не писал музыку для столь гигантского состава исполнителей. Премьера ее стала величайшим триумфом в жизни композитора. Важно и другое: перед нами уникальный не только для Малера, но и для всей европейской музыки пример симфонического эпоса, не связанного с национальной или исторической проблематикой. Первый и последний в истории жанра.
https://youtu.be/f_yInhqrDm4; Песнь о земле; 09:10; Летом 1908 года, после своего первого сезона в нью-йоркской "Метрополитен-Опера", Малер закончил работу над новым произведением. Из какого-то суеверного чувства он не стал называть его "Девятой симфонией" — "девятые" были последними у Бетховена, Шуберта и Брукнера. И все же "Песнь о Земле" стала началом последнего периода творчества композитора, началом примирения художника с мыслью о неизбежности ухода. Музыку эту мы могли бы назвать самым личным из всего, что он написал. Услышать ее Малеру уже не было суждено.
https://youtu.be/C_SnfsChONE; Последние симфонии; 14:55; Как ни тревожила Малера «мистика чисел», но музыку, законченную летом 1909 года, ему пришлось назвать Девятой симфонией. Чтобы обмануть Судьбу, он лихорадочно принялся за новую партитуру, надеясь завершить Десятую до ухода из жизни. Летом следующего года была написана первая часть, сделан подробный набросок второй и намечены эскизы третьей и четвертой частей, так и оставшиеся незаконченными. Первую часть впоследствии стали исполнять как самостоятельное произведение, и если Девятую мы могли бы назвать последней главой малеровского симфонического "сверхцикла", то Десятая звучит его эпилогом. Обе симфонии впервые были исполнены уже после смерти композитора.